Последнее время мы много сотрудничали с Владом Баданиным по поводу лора Ойкумены. Влад и его проект имеет прямое отношение к альманаху "НЕМО" (https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fboosty.to%2Fcrasher), на который я решил написать небольшую рецензию - не то что я силен в публицистике, но основная мысль очень простая - эти прекрасные люди делают совершенно уникальный и крутейший фантастический альманах - пожалуй лучший такого рода проект, что я видел в RU сегменте. Подробнее - ниже ___________ Публицистика по фантастике имеет давнюю традицию, берущую свое начало едва ли не с 30-х в США, а, если копнуть глубже - то напрямую наследует литературным журналам XVIII-XIX веков, в которых увидели свет огромное количество произведений ставших классикой. С другой стороны подобной традиции практически не существовало в русскоговорящем сегменте, по крайней мере в обозримом прошлом (да и настоящем, в-общем-то), и тем большим оказалось мое удивление, когда мне в руки попал альманах НЕМО. В общем и целом, если кратко - это толстенная авторская подшивка на 300+ страниц, включающая огромное количество оригинального контента, варьирующаяся от интервью, исторических экскурсов в фантастику в различных ее проявлениях, до интервью с людьми из совершенно разных сфер, авторских рассказов и даже (sic!) целого сеттинга. Поскольку мне в руки попал первый номер журнала речь пойдет именно о нем. Первый номер, с очевидностью, фокусирует внимание на личности Г.Ф. Лавкрафта и цикл статей, посвященных его творчеству выполнен с огромной любовью и вниманием к деталям. Особенно хороша статья про его биографию от Екатерины Замулы - пожалуй, это лучший публицистический очерк о жизни прадедушки современного хоррора, стоящий в одном ряду с документалкой Фрэнка Вудворта “Страх Неизведанного”. Также из материалов о лавкрафте присутствует обзор на Stigian (ту самую рисованную от руки RPG по творчеству писателя), хотя в итоге рецензия авторов статьи сильно расходится с моим впечатлением - для меня Stigian оказался крайне разочаровывающим, в силу в первую очередь слишком малой продолжительности. Продолжая тему Лавкрафта - компиляция почтового интервью с г-ном Джоши - одним из самых крупных специалистов по творчеству писателя присутствует совершенно очаровательная статья о генезисе и эволюции образа Шогготов, внимание к деталям в которой, вкупе с обилием русскоязычных интервьюеров в упомянутым разговором с Джоши, натолкнуло меня на одну забавную мысль. Достаточно хорошо известно, что Лавкрафт крайне негативно относился к восточноевропейским странам и народам, ну и о славянах отзывался весьма нелестно - в принципе это было более чем характерно для его эпохи - так или иначе, он бы, вероятно удивился тому насколько много русскоговорящих людей относятся к его творчеству с огромным уважением и тщательностью, которой позавидуют многие уроженцы его родины. Про еще один раздел (занимающий примерно половину номера), связанный с лавкрафтом я скажу ниже, а пока немного об остальной части контента. Субъективно мне было крайне интересно увидеть в оглавлении интервью с создателями Кориолиса - шведской студией Fria Ligan - и отдельно приятно - увидеть в списке вопросов - вопрос про Symbaroum - их менее известный проект, благодаря которому я и познакомился с творчеством этой студии. Это такое эталонное “лесное” dark fantasy c очень давящей атмосферой и приятно видеть, что кто-то еще интересуется судьбой этого проекта. Впрочем, шведы оказались по-скандинавски немногословны и интервью получилось весьма коротким. Далее из интересных лично мне статей оказалось интервью с Н. Пылкиным - художником проекта Terra Mortis. В целом в мире, где концепт-арт производится конвейерным способом, с использованием различных техник - от фотобаша до нейронных сетей, читать о творчестве человека рисующего “по-старинке”, причем очень качественные узнаваемые арты интересно. В принципе работы этого художника являеются очень творческим продолжением работ Гигера, однако сочетание биомеханики с интересными формами и пастельными тонами дает очень узнаваемый визуальный стиль - что, особенно для биомеханики, очень хорошо, учитывая количество людей, пытающихся с ней работать. В наличии солидных размеров блок статей о компьютерных играх - в частности есть развернутая статья об упомянутой Stigian, а так же очень интересный материал об истории слэшеров, начиная с Atari, и, на мой взгляд, немного выбивающаяся из тематики номера статья про “Код доступа: Рай”. Статья о слэшерах дает солидный исторический экскурс, хотя мне было бы интересно почитать немного о том, как эволюционировало отношение к подобной продукции в обществе (я о морализаторстве и историях с запретами различных хорроров и слешеров), но опять же - исторический экскурс прекрасный. Так же удивило наличие статьи от Анастасии Веселовой о качественном изготовлении костюмов монстров - крайне полезный материал для косплееров и людей, имеющих отношение к ролевым играм живого взаимодействия, плюс среди статей затерялось интервью с группой Ледъ, которое возможно будет интересно людям, знакомым с творчеством группы, но на мой взгляд несколько выбивается из формата журнала. Это далеко не все материалы, первой половины первого блока журнала, однако именно они показались мне наиболее интересными. Однако особый интерес вызывает второй блок, который представляет собой… авторский сеттинг! Причем сеттинг с огромным количеством оригинального арта, 150 страницами отлично написанного лора напрямую связанного с тематикой первого выпуска (творчеством Лавкрафта). Любое медиакультурное произведение должно иметь максимально лаконичный и мощный логлайн, и сеттинг Terra Mortis его имеет, и состоит он всего из двух слов “Лавкрафтовский постапокалипсис” - да-да, мир после прихода Древних. Удивительно, что подобная идея не приходила никому в голову раньше - обычно все поделки “по мотивам” сводятся к тому, чтобы не допустить прихода Древних, а здесь подход авторов пошел по постмодернистскому деконструкционному пути. Сложно говорить про проект в обход спойлеров, однако на вскидку это некая смесь Лавкрафта, Warhammer, Warmachine и Grim Dawn. Более того, авторам удалось свести свою вселенную и множество лавкрафтовских сущностей в целостную картину, не разрушающую, при этом атмосферу раболепного ужаса ничтожного человека перед непостижимыми космическими силами, характерную именно для творчества Лавкрафта. Все это написано очень хорошим, легко читающимся языком, а среди текстов присутствует как сухая лор-информация, так и качественные атмосферные художественные врезки, причем достаточно объемные. Отдельно хочется отметить арт - большая часть рядовых артов выполнена уже упоминавшимся Н. Пылкиным, что придет проекту определенный узнаваемый визуальный дизайн, а ключевые арты (прим. к сожалению не нашел упоминания автора, но речь идет об арте с культистами, и человеке в доспехах) сделаны очень круто и по манере исполнения напоминают нечто среднее между работами Марко Джуджевича (культисты) и классическими кодексами wh40k старых редакций. В общем то, выглядит очень круто и перспективно. Подытоживая, наверное стоит разбить все это на неоспоримые плюсы и некоторые минусы. К первым, безусловно относятся огромное количество оригинального авторского контента, очень хороший подход к корректуре и редактуре - читается все на одном дыхании, а так же отметить фактологическое наполнение материала, связанного с биографиями и историей - очень круто и иногда выходит за пределы “научпоп-публицистики” - в общем глубже, чем некоторые статьи Мира Фантастики и совершенно точно ни одна из них в альманахе им не уступает. Если говорить о минусах то во-первых немного размыта фокусировка альманаха, в частности упомянутые мной статьи о “Коде Доступа”, группе “Ледъ” и изготовлении костюмов - мне показались они несколько выбивающимися, равно как и половина журнала отведенная под Terra Mortis - начав читать ее, в какой-то момент я забыл что читаю журнал-альманах - то есть и то и то круто по-отдельности, и мне показалось что они могли бы быть опубликованы раздельно. Вторым недочетом мне показалась некая олдскульность дизайна - в том смысле, что к верстке как таковой претензий нет, однако компоновка текстовых блоков, иллюстраций, да и в целом подход к верстке, на мой взгляд мог бы быть “посмелее” - возможно более “журнальным”. Как итог НЕМО - не имеющий (насколько мне известно) аналогов в России фантастический альманах, который просто обязателен к ознакомлению всем, кто интересуется фантастикой, в том числе и отечественной, который, однако имеет несколько размытую фокусировку, и может быть более интересно отдизайнен. Что не исключает предыдущего пункта - обязательно к чтению для всех, кто следит за фантастикой.